Indian: как рождалась легенда
Сегодня каждый, кто знает, чем мотоцикл отличается от бензопилы, знаком с именем Indian Motorcycle. Потому что это имя легенды. С него началась мотоциклетная Америка, на него еще сто лет назад (в буквальном смысле) равнялся малоизвестный тогда Harley-Davidson, оно стало синонимом скорости, надежности и стойкости, не кануло в лету даже после полувековой паузы и гордо подняло флаг над развитой мотоиндустрией 21 века. В следующем году компании, носящей это легендарное имя, исполнится 120 лет.
Таким огромным опытом хочется делиться, такую интересную историю хочется рассказывать. Поэтому мы подготовили серию статей о самых любопытных фактах, достижениях и событиях, связанных с Indian. А начнем мы, пожалуй, …с самого начала.
Судьбоносная встреча
«Встретились однажды гонщик-предприниматель и инженер-самоучка и решили, объединив свои таланты, делать нечто стоящее», – традиционно многообещающее начало, не правда ли? В нашем случае оно полностью оправдало и даже превзошло все ожидания. Гонщика звали Джордж М. Хенди, он жил в Спрингфилде и был настолько увлечен велоспортом, что открыл в 1897 году свою маленькую фирму по производству велосипедов «Hendee Manufacturing Company». Его велосипеды назывались «Silver King» и «Silver Queen», а название «American Indian» (вскоре ставшее просто «Indian») он придумал в 1898 году, чтобы марку легче узнавали на экспортных рынках. Инженера-самоучку Оскара Хедстрёма Хенди «нашел» на велогонке в 1900 году, где тот представлял спортсменам диковинный для того времени агрегат собственной конструкции – мотоцикл с одноцилиндровым двигателем объёмом 260 см3, мощностью 1,75 л.с. Хенди настолько проникся изобретением Хедстрёма, что тут же предложил ему переехать в Спрингфилд и основать совместное производство мотоциклов по его проектам.
Предприниматель попал в точку: уже через год, в 1901-м, их компания начала выпуск своих первых мотоциклов Indian Single, в 1902-м они поступили в продажу, а в 1903-м Хедстрём установил мировой рекорд скорости на мотоцикле 90 км/ч. В 1904 году мотоциклы начали красить в красный цвет, ставший их визитной карточкой.
Стремительный взлет
Потребовалось всего 13 лет, чтобы из маленькой провинциальной велосипедной фабрики Indian Motorcycle превратились в крупнейшего в мире производителя мотоциклов, выпускающего больше 25000 единиц в год. За это время компания успела разработать свой первый двухцилиндровый гоночный V-Twin объёмом 1000 см3, ее заводская команда – установить несколько скоростных рекордов и занять весь пьедестал в знаменитых гонках «Tourist Trophy» (Британия, 1911), а звезда команды Джейк ДеРосси – победить в 900 гонках.
Итак, Indian набирает высочайшие обороты, становясь локомотивом мотоидустрии, и в 1916 году являет миру модель PowerPlus с новым V-образным литровым двигателем фантастической для того времени мощности 18 лошадиных сил. Этот мотор был гораздо мощнее предыдущей версии Big Twin, легко развивал скорость до 96 км/ч и работал при этом значительно тише, поэтому с небольшими доработками его использовали до 1924 года и взяли за основу последующих разработок. Именно этим двигателем был оснащен мотоцикл одного из известнейших гонщиков заводской команды – Эрвина «Пушечное ядро» Бейкера (Erwin «Cannonball» Baker) – для гонки «Три флага» по трасе от Ванкувера до Тихуаны общей протяженностью 2670 км, которые он преодолел за 3 дня 9 часов и 15 минут. Таким образом этот двигатель прочно укрепил репутацию Indian, задавая новый стандарт мощности и надежности и дразня своих конкурентов – Harley-Davidson и Excelsior.
После вступления США в Первую мировую войну в 1918-1919 годах большая часть линейки Powerplus купило американское правительство для вооружения своих войск, что было показательно для отличной репутации, но губительно для коммерции: поставлять дилерам стало практически нечего, и первенство по продажам мотоциклов перешло компании Harley-Davidson.
Однако, война закончилась, а идеи инженеров Indian – нет. В 1919 году на свет появился легендарный IndianScout, тут же принесший еще один мировой рекорд: 1793 км за сутки!
Недаром Scout стал самой популярной моделью на все времена. Его производство не прекращалось до 1949 года. А в 1922-м появился Indian Chief – увеличенный и более мощный вариант Scout, выпускавшийся до 1953 года.
Военные и спортивные достижения
Вторая мировая война внесла свои коррективы в модельный ряд Indian. В 1940 году компания начала производство армейской модели 741 с ходовой частью, взятой у Sport Scout, двигателем объёмом 492 см3 и поставлять их по Ленд-лизу союзникам. В частности, в СССР было поставлено более 5000 единиц. Также с 1940 года в дизайне мотоциклов Indian появились знаменитые крылья-юбки, охватывающие значительную часть колеса, а с 1947 на переднем крыле красуется габаритный фонарь в форме головы индейца, известный как «war bonnet». Оба элемента стали фирменными чертами стиля компании.
Отдельной страницей истории стало спортивное соперничество между Indian Motorcycle и Harley Davidson, вырывающими друг у друга пальму первенства с 1947 по 1953 года в самом престижном классе AFT Twins. О нем слагали легенды. Знаменитая команда «Indian Motorcycle Wrecking Crew» с ее чемпионами Бобби Хиллом, Биллом Туманом и Эрни Бекманом и команда Harley Davidson во главе с Джимми Ченнелом и Ларри Хедриком навсегда вписали себя и свое яркое соперничество в мировую историю мотогонок.
Долгое затишье: пауза, а не конец
К сожалению, это стало последним успехом, подводящим черту под классическим периодом Indian Motorcycle, завершившемся в 1953 году, когда компания объявила себя банкротом. После этого бренд переходил от компании к компании, побывав в руках более семи владельцев. В 1980-х даже было судебное разбирательство из-за того, что несколько владельцев никак не могли «поделить» между собой права на бренд. Производство мотоциклов то возобновлялось, то полностью прекращалось. Под маркой Indian продавалась продукция сторонних производителей. Это был длительный период тишины и смуты, из которого выбраться было достаточно сложно: люди активно пересаживались на автомобили, нефтяной кризис душил производства, постоянно меняющееся руководство лишило компанию единого направления развития.
Но даже во время производственного затишья в 1967 году имя Indian вспыхнуло яркими заголовками газет и новостей: «Новозеландский гонщик Берт Монро установил мировой рекорд скорости 295,44 км/ч (183,58 миль в час) на Indian Scout в классе мотоциклов с объёмом двигателя до 1000 см³!» К слову, Берту на тот момент было 68 лет, а его Скауту 47, и вместе они установили с десяток рекордов разного уровня, навсегда оставшись в истории. Про этих ребят и их выдающееся достижение даже сняли фильм «Самый быстрый в мире Indian» с Энтони Хопкинсом в главной роли.
Итак, Indian ушли в подполье на долгих полвека, но не канули в лету. А преданные поклонники этих мотоциклов ждали возвращения любимцев, создавая организации и сообщества, и даже придумали слоган «Old Indians never die», который печатали с символикой бренда на плакатах, значках, нашивках и прочих аксессуарах. И эта вера в «индейцев» их не подвела: в 2011 году бренд приобрела корпорация Polaris Industries, вдохнув в него новую жизнь и стерев пыль с сурового и выразительного профиля индейца, узнаваемого во все времена. Но это уже совсем другая история, которой мы посвятим отдельную небольшую статью.