Сердце Indian – американский V-twin
Если задать вопрос: «Что в мотоцикле/автомобиле главное?», – то в 90% случаев мы получим ответ: «Двигатель». И этот ответ будет самым уместным, несмотря на важность остальных составляющих транспортного средства. Ведь именно двигатель превратил велосипед в мотоцикл, а повозку в автомобиль. А так как мотоциклы Indian c 1907 года комплектуются V-образными силовыми агрегатами, то о нем и пойдет речь.
Самое удачное решение
Идея V-образного двухцилиндрового двигателя является практически ровесницей самого мотоцикла. И доказательством ее разумности служит уже тот факт, что она до сих пор жива.
Но давайте для начала уясним, что это такое.
Название V-twin отражает конфигурацию двигателя, то есть, способ расположения цилиндров относительно друг друга. Вопрос о конфигурации встал, когда мощности одноцилиндрового двигателя внутреннего сгорания стало категорически не хватать (а для мотолюбителей, как известно, мощности никогда не бывает много). И вместо того, чтобы увеличивать до гигантских размеров единственный цилиндр, которому и места не находилось в раме почти велосипедного вида (хотя встречались и такие умельцы), был найден способ получше: увеличить число цилиндров.
Но даже два цилиндра можно расположить тремя разными способами: параллельно в один ряд, друг напротив друга или под углом (в виде буквы «V»). И соответственно расположению цилиндров двигатель будет называться рядным, оппозитным или V-образным (V-twin). Популярность третьего способа объясняется просто: такая схема делает мотор максимально компактным, особенно по ширине, что было важным аспектом для конструкторов того времени. Кроме того, он отлично вписался в геометрию мотоциклетной рамы.
Почему V-твин?
Современные V-твины Indian
Но вернемся к его конструкции. Не последнее значение имеет угол расположения цилиндров относительно друг друга. Экспериментов с углом развала было немало: его величина варьировалась в очень широком диапазоне, буквально от 10 до 160 градусов. В результате конструкторы нашли наиболее удачные варианты: 45°, 60° и 90° с небольшими отклонениями. Они и пользуются популярностью в современных V-образных агрегатах.
Для своих мотоциклов, выпускающихся с момента возрождения компании (с 2011 года), Indian Motorcycle разработала несколько моторов. Это 1000-кубовый и 1133-кубовый V-твины, Thunder Stroke 111, Thunder Stroke 116 и PowerPlus.
Чем они отличаются друг от друга? Помимо объема цилиндров и угла их развала, важным аспектом является способ охлаждения – воздушный или жидкостный, – от которого зависят некоторые качества. Главное преимущество V-твинов с воздушным способом охлаждения заключается в простоте его конструкции и, соответственно, обслуживания. А недостатки – в более узком рабочем диапазоне, чем у жидкостного, большей вибрации, и меньшей степени охлаждения заднего цилиндра.
Жидкостные двигатели обладают своими плюсами: широким рабочим диапазоном, высочайшей мощностью и крутящим моментом, компактностью конструкции. Минусами можно назвать, пожалуй, лишь сложность, делающую обслуживание более дорогим.
Воздушным охлаждением и углом развала 49 градусов обладают моторы Thunder Stroke, все остальные современные агрегаты Indian имеют жидкостное охлаждение и угол 60 градусов.
Итак, за 120 лет существования V-твины не просто не потеряли актуальность, но, судя по всему, их настоящая история только начинается. Indian Motorcycle умножает их главные достоинства – компактность и тягу – на инновационные технологии, и получает мощные, надежные и послушные агрегаты, раскрывающиеся во всей красе на классических тяжеловесах. А их бархатистый «рык» так ублажает слух, что рядные двигатели, несмотря на иную конструкцию, стараются звучать хотя бы немного похоже.